Струйная вентиляция и дымоудаление подземных и крытых автостоянок
Здесь собраны материалы, посвященные проектированию струйной вентиляции и дымоудалению подземных и крытых автостоянок.
Примечание:
При использовании представленных стандартов целесообразно проверить их статус в информационной системе общего пользования.
Введение
Вопрос о применении струйной вентиляции и дымоудаления в подземных и крытых автостоянках обсуждается довольно давно. Единая позиция так и не сформировалась. Более того, наметился "раскол" между специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России и специалистами-членами АВОК.
Мнение специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС по указанному вопросу следующее.
Практические рекомендации по проектированию систем пожарной безопасности Часть 4 (опубликованы в 2013 г.):
Вопрос
Позволяют ли существующие нормы применять турбовентиляторы для бесканальных систем противодымной вентиляции автостоянок?
Ответ
Многие европейские компании производят струйные вентиляторы для защиты автостоянок, которые устанавливаются под потолком защищаемого помещения и работают без подключения к вентиляционным каналам. Российские нормативные требования такую схему противодымной защиты не оговаривают. Поэтому, если считаете необходимым предусмотреть защиту именно таким способом, вам необходимо будет разрабатывать СТУ на проектирование систем противопожарной защиты.
Плюс бесканальных систем противодымной вентиляции состоит в том, что верхняя часть объема освобождается от протяженных и достаточно габаритных каналов. Минусов больше. Во-первых, работа такой системы является эффективной, только если потолок помещения является гладким, свободным от различных инженерных систем, в частности от трубопроводов, указателей эвакуационных выходов и других знаков, которые размещаются в любой подземной автостоянке. Во-вторых, непонятно, как система будет работать при наличии строительных перемычек. В-третьих, данная система, возможно, неплохо будет работать только для открытых автостоянок, т.е. без наружных ограждающих конструкций. При этом понадобится дополнительно предусмотреть климатические системы, которые будут учитывать направление ветра и реверсировать тягу вентиляторов. А для закрытых автостоянок, в том числе подземных, в любом случае продукты горения надо будет подводить к дымоприемному устройству. В-четвертых, данная система, в силу того что удаляется уже не концентрированный дым, а некая газовоздушная смесь, должна иметь колоссальную производительность - по разным оценкам от 100000 до 300000-400000 м3/ч.
Как вы относитесь к противодымной защите для автостоянок с использованием систем струйной вентиляции?
Сейчас данный вопрос достаточно активно обсуждается и зарубежными поставщиками оборудования, и нашими компаниями. В НОСТРОЙ возник даже некий методический документ, который практически готов к утверждению, позволяющий запроектировать и построить систему с использованием струйной вентиляции. Я видел несколько объектов за рубежом, был на натурных испытаниях. Если говорить о позиции ВНИИПО, то она скорее нейтральная, в сторону отрицательного отношения к такой системе. Но тем не менее такая система в Европе применяется, и, думаю, она достаточно быстро появится на территории Российской Федерации, благодаря усилиям поставщиков такого оборудования. При выборе такой системы прошу вас очень аккуратно относиться к экономической эффективности данного решения. Первичный положительный экономический эффект достаточно быстро сводится на ноль при последующей проработке вопроса.
Нормативно пока данная система нелегитимна, но это не значит, что ее нельзя применять. Есть порядок разработки СТУ. Есть организации, которые достаточно стабильно отрабатывают такие способы наработки нормативных документов. Легализовать такую систему достаточно несложно. Это вопрос максимум 2–3 месяцев, что в рамках проектирования, конечно, занимает определенный срок, но он не очень велик.
Тем временем специалисты-члены АВОК активно прорабатываю этот вопрос.
В связи с появлением первого в России проекта реверсивной струйной вентиляции подземной автостоянки НКЦ в Казани (ознакомиться со статьей можно здесь), мы посчитали своим долгом ознакомить Вас с имеющейся в нашем распоряжении литературой, посвященной указанному вопросу.
Библиография
- СП 300.1325800.2017 Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования (с Изменением N 1);
- СТО НОСТРОЙ 2.15.194-2016 Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования и монтажа, контроль выполнения, требования к результатам работ;
- XXXVII онлайн-форум "Умные технологии Москвы - энергоэффективного города"
- Статьи из журналов "АВОК":
- Использование струйных вентиляторов в системах дымоудаления автостоянок (№2, 2006);
- Импульсная противодымная вентиляция подземных автостоянок (№1, 2010);
- Продольная реверсивная вентиляция крытых и подземных автостоянок (№7, 2014);
- Реверс воздушного потока при продольной вентиляции и дымоудалении подземных и крытых автостоянок (№1, 2015);
- Реверсивная струйная вентиляция и рекуперация как новое энергоэффективное проектное решение для крупных многоуровневых автостоянок (№7, 2016);
- Пример реализации проекта системы струйной вентиляции подземной автостоянки в Республике Казахстан (№7, 2016);
- Почему проводят испытания горячим дымом при пусконаладочных работах системы струйной вентиляции и дымоудаления автостоянок (№3, 2018);
- Первый в России проект реверсивной струйной вентиляции подземной автостоянки (№2, 2019);
- Система вентиляции многоуровневых и подземных парковок (№6, 2019);
- Прочие статьи:
- Обоснование основных параметров, обеспечивающих эффективную работу системы дымоудаления и вентиляции автостоянки закрытого типа при помощи струйных вентиляторов (Есин В.М., Калмыков С.П.; 2007г);
- Оценка эффективности работы импульсной противодымной вентиляции закрытых автостоянок в случае выхода из строя нескольких вентиляторов (Калмыков С.П.; 2012г);
- Продольная система дымоудаления в подземных сооружениях (СОК №8, 2013г);
- Методика расчета вентиляционной системы парковки закрытого типа (Волков А.П., Гримитлин А.М.; 2014г);
- Фактор энергоэффективности при выборе параметров системы вентиляции автостоянки закрытого типа (Волков А.П., Свердлов А.В.; 2015г);
- Расчетные методы проектирования продольных струйных систем вентиляции автостоянок закрытого типа (Свердлов А.В., Волков А.П., Рыков С.В., Климович М.В., Волков М.А.; 2016);
- Реверсивная струйная вентиляция и рекуперация как новое энергоэффективное проектное решение для крупных многоуровневых автостоянок (Свердлов А.В., Волков А.П., Рыков С.В., Волков М.А.; 2016);
- Проектирование систем противодымной вентиляции современных автостоянок закрытого типа с использованием математических моделей процессов тепло- и массообмена на основе числа Фруда (Свердлов А.В., Волков А.П., Рыков С.В., Гордеева Э.А., Волков М.А; 2018г);
- Моделирование процессов дымоудаления в подземных сооружениях транспортного назначения (Свердлов А.В., Волков А.П., Рыков С.В., Волков М.А., Барафанова Е.Ю.; 2019г).