Обзор оборудования №4: предизолированные воздуховоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сначала небольшое вступление.

Общая схема по средствам и способам огнезащиты несущих металлических конструкций [3]:

Рис.1 Общая схема по средствам и способам огнезащиты несущих металлических конструкций

 

Воздуховоды, конечно, не несущие строительные конструкции, но схема от этого кардинально не изменится.

Вспучивающееся огнезащитное покрытие: слой огнезащитного состава, нанесенный на поверхность строительных конструкций, огнезащитное действие которого основано на химической реакции, активируемой при воздействии пожара, в результате которой его толщина многократно увеличивается, образуя на обогреваемой поверхности конструкции теплоизоляционный слой, защищающий конструкцию от нагревания. Покрытие может быть нанесено на огрунтованную поверхность. Допускается дополнительная поверхностная обработка покрытия для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных климатических факторов и придания декоративного вида.

Конструктивная огнезащита: огнезащита строительных конструкций, заключающаяся в создании на обогреваемой поверхности конструкции теплоизоляционного слоя, путем нанесения на нее толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими строительными материалами, в том числе на каркасе, с воздушными прослойками, а также комбинации данных материалов, в том числе со вспучивающимися покрытиями. Способ нанесения (крепления) огнезащиты должен соответствовать способу, описанному в протоколе испытаний на огнестойкость и в проекте огнезащиты.

Да данный момент для воздуховодов самым популярным решением является конструктивная огнезащита.

Мы, к примеру, в качестве огнезащитного покрытия применяем прошивные минеральные маты. Проверенный вариант.

Рис. 2 Прошивные минеральные маты

 

В последнее время популярность набирает "комбинированная" огнезащита - двухкомпонентная система огнезащиты, состоящая из рулонного базальтового материала и огнезащитного клеевого состава.

Рис. 3 Комбинированная огнезащита

 

Из плюсов можно выделить следующее:

  • занимает меньше рабочего пространства;
  • более эстетичный внешний вид;
  • не требует использования сложных инструментов (нет необходимости в портативном сварочном пистолете для штифтов и т.д.);
  • и ... и, наверное, все.

Минусы же на наш взгляд довольно значительные:

  • температура монтажа не ниже 0 град. С (да, есть составы и до -15 град. С, но они дороже);
  • необходима тщательная очистка воздуховода перед нанесением клея;
  • длительное время полного высыхания клея (до 24 часов);
  • низкое качество монтажа.

Про монтаж поговорим подробнее.

Инструкции по монтажу от различных производителей:

Инструкция по монтажу огнезащитного покрытия PRO-МБОР-VENT от "BOS"

 

Огнезащита воздуховодов БРАНДИЗОЛ от «МАРС-А»

 

 

Толщина мата и клеевого состава зависит от предела огнестойкости воздуховода (может различаться у различных производителей):

Рис. 4 Расход клея Kleber от BOS

Обратите внимание на толщину клея - 0,5 мм, 0,6 мм, 0,8 мм... Такую толщину при ручном нанесении "на глазок", как на видео, выдержать невозможно. У Вас будет либо дикий перерасход материала, либо вы не обеспечите нормативную толщину клея и, соответственно, предел огнестойкости воздуховода. Можно конечно найти проволоку необходимой толщины, сделать из нее направляющие и наносить клей по этим направляющим (как штукатурить по маякам). Это повысит качество монтажа, но остальные минусы останутся.

Если Вы все же выбрали "комбинированную" огнезащиту, то мы рекомендуем обратить внимание на предизолированные воздуховоды.

Предизолированные воздуховоды - воздуховоды с предварительно нанесенной в заводских условиях изоляцией/огнезащитой.

Рис. 5 Предизолированный воздуховод

 

Такие изделия получаю все большее распространение и представлены различными производителями.

Преимущества предизолированных воздуховодов очевидны:

снижение затрат на монтажные работы;

экономия времени на монтажные работы в связи с сокращением работ по нанесению огнезащиты непосредственно на объекте (огнезащита соединений воздуховодов выполняется на объекте);

механизация нанесения огнезащиты значительно повышает качество изделия (по сравнению с ручным нанесением);

контроль качества и гарантия от производителя.

С дополнительной информацией можно ознакомиться здесь или связавшись с производителем.

Выбор, как всегда, за Вами!

 

Примечание

Сейчас на рынке можно встретить предложения огнезащитных покрытий с адгезионным слоем, т.е. "самоклеящиеся"(к примеру, здесь и здесь).

Призываем Вас с осторожностью относиться к таким предложениям!

Обратите внимание на п. 7.1.10 [2]:

Применение самоклеящихся огнезащитных покрытий, фиксирующих огнезащитное покрытие самоклеящихся фольгированных лент, межфланцевых уплотнений и герметиков группы горючести Г1 в составе воздуховодов с нормируемым пределом огнестойкости не допускается.

В разработчиках документов числится ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Считаем, что не зря на этом был сделан акцент.

 

ВНИМАНИЕ!

Напоминаем Вам, что в соответствии с п. 6.13 [1]:

Воздуховоды с нормируемыми пределами огнестойкости (в том числе теплозащитные и огнезащитные покрытия в составе их конструкций) должны быть из негорючих материалов. При этом толщину листовой стали для воздуховодов следует принимать расчетную, но не менее 0,8 мм. Для уплотнения разъемных соединений таких конструкций (в том числе фланцевых) следует использовать негорючие материалы.

 

Про толщину воздуховодов

Некоторые компании предлагают огнезащиту на воздуховоды толщиной от 0,55 мм.

Рис. 6 Сертификат на воздуховод толщиной 0,55 мм

 

Сертификат взят с сайта компании НПО "Стройзащита".

Необходимо применять воздуховоды толщиной не менее 0,8 мм! Применение воздуховодов с толщиной 0,55 мм - прямое нарушение требований! Систему с таким сертификатом Вы не сдадите!

 

Про уплотнитель

Некоторые производители рекомендуют уплотнять межфланцевые соединения воздуховодов уплотнительными терморасширяющимися лентами (к примеру, ОГНЕЗА-ЛТУ и др.).

Рис. 7 Лента термоуплотнительная "ОГНЕЗА-ЛТУ"

 

Но если внимательно посмотрите на сертификат, то увидите, что у данной ленты группа горючести Г1.

Рис. 8 Сертификат на ленту термоуплотнительную "ОГНЕЗА-ЛТУ"

 

Сертификат взят здесь.

Это является нарушением норм! Системы с таким уплотнением воздуховодов с нормируемым пределом огнестойкости Вы не сдадите надзорным органам! Проверяйте применяемые материалы!

 

Библиография

[1] СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)"

[2] СП 477.1325800.2020 "Здание и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности"

[3] ФАУ "ФЦС" Проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности многофункциональных зданий

 

16.11.2020

 

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Мы в Яндекс.Дзен!

Published on  November 11th, 2020